Нет, наверное, более тихой и в то же время волнующей рыбалки, чем ловля карася на маховую удочку. Это классика рыбалки. Почему? Даже барин и знаменитый писатель Сергей Тимофеевич Аксаков, написавший знаменитые «Записки об уженье рыбы», не гнушался ловлей карася. И эта рыбалка справедливо считается сейчас аксаковской ловлей. В её основе всё тот же рябиновый прутик, поплавок из гусиного пера, крючок из гвоздика и леска из конского волоса. Только вместо рябинового прутика сейчас используется 6-7 метровое карбоновое удилище без пропускных колец и нередко с резиновым амортизатором в вершинке, а вместо гусиного пера — спортивные маховые поплавки, вместо крючка-гвоздика — острозаточённый японский крючок Owner. Конский волос тоже сейчас не в моде. Хватает тончайших и прочных лесок. Но суть остаётся прежней. Это та же поплавочная «уда». А главное — ничто не изменилось в восторженном восприятии ловли карася на удочку.

Представьте себе… Тихий пруд, на зеркале воды лежит мягкий свет молодой зари. Где-то, нет-нет, да и ударит тяжёлый хвост. Пахнет тиной и тёплой водой. Вздыхают камыши от лёгкого утреннего ветерка. Под берегом урчит старая лягва, и качаются стебли камыша от крепких тел карасей, ещё сонных, но уже пробирающихся к чистине за травой. И там уже поднимаются со дна пузыри. Пора…

Заброс, свистнула леска, поплавок мягко лёг на неподвижную воду, и, качнувшись, замер. А сердце уже бьётся в сладком нетерпеливом ожидании. И вот что-то произошло, вначале неуловимое. Едва качнулся поплавок, а затем лёг на воду. Рано… Вот поплавок приподнялся и поплыл в сторону, уходя под воду. А вот теперь — пора… Подсечка! На леске — упрямая тяжесть, серебряный блеск в зелёной воде, всплеск под берегом, и вот карась в руках. Тёплый, пахнущий тиной, удивлённо чавкающий маленьким ртом. Крепкое тело, словно у маленького мужичка, серебряная с позолотой чешуя. Красивая, сильная рыба.

Убегающее удилище

Сегодня мы на пруду в Ежово. Мы, это: старый рокер Сергей Седой, журналист Гена и я. Сергей и Гена здесь уже бывали, а я впервые на этом пруду. Пруд, как обычно, вытянутый, поскольку образовался путём запруды ручья или речки. По руслу и вытянулся. Слева заметен коряжник. На противоположной стороне зеленеют заросли ивняка. А за ними виден и сам посёлок Ежово с белеющим куполом монастыря.

Располагаемся на крепком травянистом бережку с глинистым основанием. Всегда в такие моменты лихорадочное нетерпение. От этого часто путаются снасти, что ещё больше отдаляет момент начала рыбалки. Наконец, в воду полетели комки прикормки, замелькали поплавки. Когда уже снасти были заброшены, слышу:

– Саня, держи подарок! У тебя ж событие.

Подошедший Седой протягивает мне камуфляжный чехол для удилищ.

– Спасибо Серёга. У меня тоже есть кое-что для тебя.

Протягиваю ему вышедшую на днях свою очередную книгу — «Дорога на Светлое». Сергей — благодарный читатель, что в наше компьютерное время — редкость. Но он нашего старого поколения, когда читали книги, слушали Beatles, Чайковского, Led Zeppelin.

Ну, вот, обменялись. Теперь можно и рыбачить. Рыба, словно это услышав, начала брать уверенно и часто. Карась был хоть не очень увесистый, но сковородный. Поплавки то и дело то уходили под воду, то вначале плюхались набок и лишь потом убегали в сторону. Караси тоже, видимо, были с разными характерами. Ну, сангвиники там, холерики… Главное клевали.

Прошло время, чайку попить захотелось. Уселся я в сторонке, где травки больше и слышу:

– Саня, ты зря удилище без присмотра оставляешь.
– А что ему сделается? Карась что ли утащит?
– Здесь и карпы есть.

Сергей с Геной подошли, и мы сели принять по «сотке» да перекусить. Я к этому событию как раз грудинку закоптил да засолил сала с чесноком.
Едва устроились на травке, как моё маховое удилище выскользнуло из подставок и поползло в воду. Седой, словно опытный вратарь, поймал его в воздухе.

– Ну, вот, я ж тебе говорил…
– Случайность, но спасибо.

Но прошло немного времени и удилище снова сорвалось с подставок, Только теперь рывок был резкий и сильный. Поймать было невозможно. Удилище быстро побежало по воде вдоль берега к шлюзу. Наверное, не видать бы мне его больше. Но на моё счастье как раз сторож подошёл на лодке ПВХ с мотором и выловил удилище. Когда поднимал его, видно было, как с крючка сорвался карп кило примерно на пять.

С тех пор я начал привязывать удилище.

Александр Токарев

Серебряные караси
Рокер Седой и журналист Гена ловят махом карася
Мастер маховой удочки — Седой
Неплохой улов карася